Уральская экспедиция. Август 2006 года

Статья в газету "Инженер-физик"

После поездки в Уральские пещеры понадобилось достаточно много времени, чтобы вновь собрать большую компанию для экспедиции к границе между Европой и Азией. На этот раз 8 студентов – членов турклуба МИФИ отправились в пеший поход по Южному Уралу, по территории Челябинской области, планируя начать его в Европе, а завершить уже в Азии. И вот август подошёл к своей середине, и вот мы оказались на вокзале славного города Златоуст, откуда наш маршрут должен был начаться.
       Строго говоря, мы шли не по диким местам, а по бывшему Всесоюзному маршруту, проходящему через национальный парк «Таганай». Наш маршрут должен был включать 7 вершин и один перевал, что при протяжённости более 110 километров соответствовало первой категории сложности походов. Сразу, как только оказались на вокзале, мы поняли, что Урал нас не ждёт: мелкий дождь, моросивший, почти не прекращаясь, два дня внёс существенные изменения в наши планы. Вернее будет сказать, что планы-то наши не поменялись, но из-за плохой погоды, сложного рельефа и огромного числа ненужных тропинок и плохо заметной одной-единственной нужной тропинки мы очень скоро заблудились. В результате этого в первый день мы вместо того, чтобы взойти на первую вершину на маршруте, незаметно для себя взяли два перевала, после чего мокрые, злые, усталые и голодные поставили лагерь под хребтом, съели за раз обед и ужин, положенные нам в тот день, развесили вещи сушиться и рано улеглись спать. Однако дождь помимо неприятных изменений в маршруте принёс нам приятные изменения в меню: первые дни у нас был вкусный грибной супчик, поскольку грибов вокруг нас было так много, что мы набирали полные рюкзаки, почти не сходя с тропинки.
       На следующий день уже ближе к середине ходового времени мы выяснили, что дорожки, которая нам нужна, нет и в помине, поэтому мы ненароком по другой тропинке вышли практически туда, откуда накануне начали наш поход. Решив, что или мы выйдем куда нам надо напрямик, или можно уже двигаться на вокзал и ждать обратного поезда, который пойдёт только через неделю, мы углубились в лес, который скоро перешёл в плохопроходимые сильнозаболоченные участки просек, однако же, спустя пару часов, нам удалось, наконец выбраться на дорогу, проходящую параллельно туристической тропе, по которой, однако, ничего кроме «Урала» без потерь проехать не могло, и довольные собой, наевшись до отвала грибов, мы уже стали было строить планы на восхождения к вершинам, которые должны были начаться уже на следующий день. Дальше мы планировали дойди до туристического приюта, и от него делать радиальные восхождения на пики.
       Однако стоило нам так всё распланировать, как утром следующего дня мы потеряли компас. Казалось бы, теперь мы точно никуда не придём, однако же получилось как раз наоборот: метод ориентирования «на глаз» дал гораздо больше, и уже к обеду мы прыгали по огромным камням, пересекая один из памятников природы – Большую Каменную реку. Вскоре нам удалось выйти на туристическую тропу и встать на ночь под второй вершиной нашего маршрута (и первой, на которую мы поднялись). Под вершиной было произведено деление, сохранявшееся до конца похода: жители одной нашей палатки ходили на вершины вечером и первыми, а жители другой – вторыми, по уже проторенному маршруту, причём из-за сложности и длительности восхождений они были вынуждены делать это уже утром. И вот, оставив половину группы в лагере для приготовления ещё не съеденного обеда, переходящего в ужин, мы отправились наверх. Восхождение оказалось неожиданно трудным. Для многих из нас это была первая вершина в жизни, плюс к этому, сбросив рюкзаки, нам хотелось бежать, и мы слишком неорганизованно растратили силы. Сам пик нам мерещился за каждым следующим камнем, но, взобравшись на него, мы понимали, что ошиблись. Наконец, вдали показался долгожданный флаг на пике и через несколько минут, которые дались нам с большим трудом, мы стояли около него. Вид открывался поистине великолепный во все стороны. С одной стороны мы видели Златоуст, с другой раскинулась долина, через которую пролегает наш маршрут, и горы, на которые нам предстоит восходить и завтра, и послезавтра, и ещё много дней, и, наконец, вдали виднелся перевал, за которым нас ждала загадочная и никому ещё лично не знакомая Азия.
       После первой вершины мы почувствовали себя настоящими горными туристами, а потому всё, за что бы мы ни брались, получалось у нас легко и непринуждённо. А следующий день мы сделали дневной переход всего за пару часов, умудрились незаметно для себя поставить лагерь на перевале, сбегать на следующую вершину, сварить и съесть очередную порцию прекрасного грибного супа и попеть песни у костра.
       Третий день хождения по горам, а фактически уже пятый день похода, оказался самый сложный. Из-за потерянного дня в начале маршрута нам пришлось действовать без промедлений. Встав рано утром, мы отправились в сторону самой высокой вершины похода. Дойдя до развилки, от которой дорога на вершину уводила вверх, а дорога, по которой нам надо было идти дальше, вниз, мы спрятали рюкзаки и весело потопали налегке вверх. По мере движения к вершине климатические сменялись очень резко: сначала мы шли по обычному лиственному лесу, потом вдруг очутились среди ёлок, растущих на песке, что сразу навело нас на мысли о Крыме, затем началась тундра, и, наконец, на вершине ураганный ветер, который периодически дополнялся градом и чуть ли не снегом, напоминал крайний север, где зима уже вступала в свои права.
       Вернувшись к рюкзакам, мы ещё много часов топали по долине, пока, наконец, не вышли к кордону у границы парка и не поставили сразу за ним лагерь. В два ближайших дня мы выполнили ещё два радиальных восхождения, успели потерять и найти одного участника, искупаться, обвести лесников вокруг пальца и много-много другого, а вечером второго дня снялись и отправились дальше – на перевал Европа-Азия. На перевале стоит ёлочка, и каждый проходящий мимо привязывает к ней какую-нибудь тряпочку или платочек. Мы тоже не стали исключением, поэтому теперь ёлка стоит совсем нарядная и, пожалуй, готовая уже к Новому году.
       Спустившись с перевала, мы приготовились штурмовать на следующий день самую последнюю и самую лёгкую вершину нашего маршрута. Задачу эту мы, разумеется, успешно выполнили, а лёгкость нас подвигла на повторное ночное восхождение следующей ночью. Вид с вершины в это время суток открывается поразительный. Огни далёких городов кажутся явлением из чужого мира, а звёзды, наоборот, кажутся близкими и привычными.
       После перехода на следующий день мы уже фактически вышли к людям и встали на запланированную днёвку, когда мы целый день отдыхали на одном месте, затем мы просто собрались и двинулись в сторону вокзала. Проводник в поезде очень удивился, узнав, что бельё брать мы не будем, а будем спать в спальниках. И ночью, поскольку у нас было первое купе, мы пару раз видели его, с интересом разглядывающего «червячков», разлёгшихся на полках.
       И вот теперь, когда поход завершён, дело осталось за малым: получить очередные спортивнее разряды по туризму, да начать подготовку к походу следующего года. Теперь мы планируем ещё более сложный поход, на этот раз по берегу озера Байкал, увидеть его с вершин Байкальского хребта, прогуляться по леднику и получить ещё большую порцию удовольствия и незабываемых впечатлений.